Прокуратурой Спасского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ходе которой выявлены нарушения названного выше законодательства, выраженные в следующем.
Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.3 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В развитие указанных выше законодательных норм Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.09.2019 N 693 (ред. от 29.11.2019) утвержден Порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими (далее по тексту – Порядок).
Согласно п.1.3 Порядка контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также контроль за распоряжением ими (далее - контроль) осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - муниципальные образования), наделенные государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее - органы местного самоуправления).
В соответствии с п.3.3 Порядка проверка жилого помещения проводится 1 раз в календарном году.
Проверкой личных дел несовершеннолетних П. и А. в отношении которых установлена опека, и имеющих закрепленное жилое помещение соответственно по адресам: Нижегородская область, Шатковский район, п. Светлогорск, и г. Нижний Новгород, ул. Мечникова, на протяжении более чем 1 года отсутствуют сведения о сохранности указанных выше жилых помещений.
Так, управлением образования администрации Спасского муниципального округа при исполнении обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 в Управление образования администрации Московского района г. Н.Новгорода и Шатковского муниципального округа запросы о проверке сохранности названных выше жилых помещений и составлением соответствующих актов, не направлялись и сохранность жилья детей не контролировалась.
По фактам выявленных нарушений законности внесено представление об устранении жилищного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено.
Заместитель прокурора Спасского района А.Н. Корниенко |